katejdaniel

Category:

Компьютерные войны. Стратегия и тактика для мам и пап

Я не мастер полезных текстов, но как у любой мамы у меня есть ряд лайфхаков и прочих достижений. Наверное иногда стоит делиться ими. Есть ведь вероятность, что эти лайфхаки окажутся полезными для кого-нибудь, попутно глядишь, узнаешь парочку новых, а то и вовсе обнаружишь, что изобрел велосипед, только крутишь педали в обратную сторону.

Решила я поднять такую горячую тему. Актуальную для летних каникул.

Между прочим, как-то мало об этом пишут, как будто бы и нет ничего такого. Все о каких-то высоких материях, о чем-то несбыточном... тогда как прямо по курсу такие войны!


Похоже, в современной реальности, в потоке бесконечных компьютерных игр все родители делятся на три типа:

Тип первый - родители, дети которых настолько малы, что интереса к компьютерным играм пока не проявляют, либо интерес этот только зарождается и очень легко контролируется.

Тип второй - родители, которые уже прочувствовали по полной и находятся в состоянии военных действий с цифровыми технологиями, пытаясь отвоевать ребенка от светящегося экрана и приобщить к чему-то здоровому, полезному, вечному, интересному.

Тип третий - постпроблемные родители. Родители, чьи дети уже настолько выросли, что вправе сами все решать... Мало того, выросли настолько, что сами уже вплотную подошли к стадии, когда начинаются компьютерные войны с подрастающим поколением.

Сюда также следует отнести родителей, у которых давно опустились руки и дети которых могут проводить за играми столько времени, сколько им захочется.


Думаю, особенно трудно приходится тем родителям, один из которых сам любитель погонять компьютерных персонажей в преисподнюю. Другой же, как правило, начинает заламывать руки, задумываясь о грядущем колапсе, когда дурной пример погребет под собой все педагогические достижения и благие начинания.

Да запросто! И не такое под собой погребали всякие зависимости, а надо все же честно признаться, что компьютерные игры - это именно одна из таких зависимостей.

В нашей семье все так и случилось. Один из нас играет, другой - компьютерные игры и на дух не переносит. Все это прекрасно уживалось между собой, пока старший наследник не перерос спинку кресла и не начал из за нее поглядывать через папино плечо, наблюдая за процессом и активно комментируя все происходящее.

Потом наступил этот ужасный день - "а можно я попробую...".

А за ним пришел и другой - "ну я же только начал!"

Тогда-то у нас и случился тот самый утренний кофе, который в то утро был почему то особенно горячим. Я говорила свое жесткое и категоричное "НЕТ". Муж вкрадчиво и настойчиво добавлял, "что если с умом, то почему и не "да"? Я расплескивала кофе и говорила о том, что такие понятия как "ум" и "компьютерные игры" вообще ни в какой точке не пересекаются.

Разговор был длинным и, как сейчас помню, совершенно непродуктивным... Случился он, кажется, лет семь назад. Сыну выходит было тогда около восьми или девяти. Что-то около того.


Потом прозвучал этот железный аргумент нашего главы семьи, который мне совершенно нечем было крыть. Сейчас попробую воспроизвести эту мысль.

"Ну хорошо, ты ограничишь его сейчас, и оградишь от всего, что тебе кажется неправильным. Тогда как ему интересно и все одноклассники играют и все время делятся всякими мыслями и впечатлениями по этому поводу. Ну хорошо, пусть так. И сколько ты продержишься? До совершеннолетия? До поступления в университет? До начала его семейной жизни или до того как он начнет жить просто один? На сколько хватит одних уверений, не подкрепленных ничем, что в его глазах было бы значимым? Только до момента, когда что-то изменится. С такого момента, он начнет погружаться в этот мир жадно, без остатка, отыгрываясь за все годы и испытывая удовольствие от того, что этот мир теперь без ограничений - его. Да так азартно, что может перестать замечать что либо еще.

Не разумнее ли сделать что-то вроде прививки от этой напасти? Так чтобы человек с раннего возраста понимал смысл и справедливость ограничений?"

"Прививка... хорошо." Согласилась я и на том педсовет был окончен.


Дальше мы выработали схему и обговорили ее с ребятами. Объяснили, что схема будет гибкой и что в случае, если мы увидим, что что-то идет не так, правила будут пересматриваться и обсуждаться заново.

За эти годы схема пересматривалась несколько раз, но могу заверить она - работает.

Мы выработали свой подход, благодаря которому уже спустя несколько лет я могу сказать, что мы поступили правильно выбрав "прививку", не уходя в крайности в виде тотальных запретов и неограниченного доступа.

Да это требует дополнительного и внимания, и времени, и полной честности (именно честности!) родителей. Но оно того стоит.

Нельзя быть нечестным и играть не по правилам с детьми.

И это наверное самое главное правило для родителей.

"Ну хорошо, сегодня я разрешаю, потому что Я так хочу. А завтра играть не будешь, потому что Я так хочу." - вот такого делать нельзя, нельзя, нельзя!

Все это может стоить очень дорого. И все накопленные очки педагогического опыта могут сгореть, выражаясь языком геймера. :)


Наше первоначальная схема выглядела так:

Каждому два часа в неделю по умолчанию. Играть можно только на выходных в учебные недели и каждый день в каникулы. Два часа можно разбить как тебе угодно, но по продолжительности нельзя находиться перед экраном дольше, чем полчаса.

Какое-то время это работало.

Потом мы решили схему усовершенствовать.

Игровое время нужно было  з а р а б а т ы в а т ь.

Да у нас в ходу в качестве вознаграждений - компьютерное время. Деньги в этом возрасте  не имеют ценности и скорее играют отрицательную роль. Деньги - всего лишь эквивалент возможности и удовольствий и ребенок вряд ли может оценить их так как не существует автономно от родителей. Все что может произойти от наличия свободных денег у ребенка - это всего лишь закладка в характере черты транжиры. Когда потребность на что-нибудь спустить деньги приводит  потом к тому, что в зрелости человек проводит большую часть своей жизни в размусоривании своих предельно захламленных домов. Хотя возможно в этом я заблуждаюсь... Но в любом случае деньги детям мы даем, но всегда под что-то конкретное, а не просто так. И у каждого есть копилка, но так уж привыкли они думать, что это - неприкосновенный запас. :)

Все это отступление... Так вот у нас в качестве оплаты идет игровое время.

Время зачислялось за тренировки из расчета 1:2 (за полчаса тренировки - пятнадцать минут игрового времени). Или за выученное стихотворение на русском. Или за удачно придуманную игру для Эрики. Или за репетиторство, когда Данюша занимался математикой с Джен (таланты Джен на математику не распространяются к сожалению, но когда Даня занимался с ней, разговаривая привычным для нее школьным языком, продуктивность была на лицо). За  полчаса математики пятнадцать минут игрового времени добавлялись Дане, пятнадцать - Джен. Все честно. Все работали и старались. Были также и бонусные и призовые за особые заслуги, за которые нельзя было не вознаградить. Например за работу ассистента на выездных съемках с мамой.

Есть только одно за что никогда не могло быть никаких вознаграждений и бонусов - это домашняя работа. Во первых это работа бонусом и оплатой за которую является сам результат, а во вторых мама и папа за такую работу оплаты не берут, почему же дети должны быть исключением.

Оплата за тренировки и стихи? Нет это не нонсенс.

Тут важно учитывать в первую очередь специфику ребенка. Для каждого это может быть что-то свое. То, что для него важно и нужно, но дело так сказать добровольное, и заставлять - значит проявлять насилие над маленькой личностью. Это то, что он оценит немного позже, когда подрастет.

Вот к примеру, наши ребята ужасные домоседы. Уговорить их организовать тренировку - это задача. Как объяснить маленькому человеку, любителю посидеть и помечтать с книгой, что спорт делает людей крепкими,  здоровыми и красивыми? Как объяснить, что это важнее, чем это кажется ему сейчас? Маленький человек не верит. Он думает, что это один из тараканов мамы и папы, в голове которых их тьма тьмущая и они там устраивают вечные тараканьи бега...

Понимаете ли, приходится меняться как с представителем племени островитян. Я тебе то, а ты мне это. Давай, только по правилам. Ок? И все довольны.

Это работало какое-то время, но потом оказалось, что ребята соревнуются между собой не в лучшем смысле. Вот это неравенство..., что "у меня на этой неделе, три часа, потому что я участвовала в турнире и много тренировалась, а у тебя только полчаса, потому, что ты провалялся в постели с температурой"... Нам эта нездоровая конкуренция совсем не понравилась и вновь был созван совет, чтобы пересмотреть правила.

Теперь время, которое они зарабатывали шло в общую копилку, а потом честно делилось на два. Дело пошло лучше. Мы получили команду.

Какое-то время назад у нас опять в очередной раз изменились правила. К спорту больше мы не привязываемся. Благодаря какому-то толчку ребята сейчас тренируются сами. С удовольствием. Правильно ведь говорят - аппетит приходит во время еды.

Потом я забила тревогу из-за русского языка. Да, они говорят по-русски, но читать не хотят. Читают они для себя, для удовольствия только на английском. На русском не интересно, трудно, скучно. Мне так обидно стало! И что же! Теперь они и "Войну и мир" в переводе станут читать!? Душа моя, глубоко славянская, взбунтовалась, правила были вновь переписаны, оговорены и утверждены. Компьютерное время теперь было привязано к русским чтениям.У каждого свои нормативы и курсы обмена страниц на минуты. За мной теперь ходят по пятам, "мама а теперь можно я почитаю тебе?" Это снова работает.

И знаете что? Я снова надеюсь, что аппетит проснется во время еды. Потому и книги выбираю самые интересные.


Выходит, что любую силу можно обращать из деструктивной в конструктивную, мотивационную. Это бесконечный процесс конечно. И когда я обнаружу сына прячущего под одеялом русскую книгу, мы снова поменяем правила и еще не знаю, что будет дальше. Но в любом случае сейчас я могу сказать со всей определенностью, что "прививка" была правильным решением.

Хотя бы в том, что они сейчас знают, то, о чем знают только взрослые. Время ограничено, все лимитировано. Самая большая свобода - это и есть полное ее отсутствие. И причина всех ограничений не мама и папа, причина - сама лимитированость жизненного времени. Из двадцати четырех часов в сутках никак нельзя сделать двадцать пять сколько не мечтай. И они легко могут встать из-за компьютера и прервать компьютерную игру ровно через полчаса. Ну да почти без сожалений. Почти. В отличии от их папы, который в этом деле контролирует себя с заметным трудом... Может быть потому, что однажды "дорвался", когда был уже совсем взрослым.

И потом у нас сам процесс "зарабатывания" компьютерного времени превратился в квест, тоже в своего рода игру в котором участвуют все и все играют по правилам. 

Надо бы сказать для полной честности, что мы какое-то время назад пытались ввести систему "штрафов". То есть снимать какое-то игровое время за какие-то провинности. Не прижилось. Частично  по моей слабости не прижилось. Ну не могу я когда мне в очередной раз дают стотыщ  заверений и обещаний не поддаться на уговоры. :)

Да и потом ребята у нас довольно разумные. С ними всегда можно наладить диалог и обратиться к разуму. Хотя думаю бывают разные случаи и есть и такие, где без штрафов просто не обойтись.


пс. Удачи всем мамам и папам на полях виртуальных сражений! Желаю вам мужества, стойкости и военных решений, вовремя принятых!

С удовольствием прочитала бы в комментариях о других достижениях и опыте!

псс. Есть еще у нас еще таблица, в которую они вписывают начало и окончание времени игры. Она появилась для того, чтобы избежать недоразумения со временем начала и окончания игры. А также избежать соблазна играть не по правилам. Но в этом тексте показывать таблицу уже не стану... очень много букв.

пссст. Пардон за внезапную серьезность и вдумчивость, несвойственную мне совершенно. Завтра я снова стану глупой, сентиментальной и легкомысленной. :)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded