katejdaniel

Category:

Школа по-ирландски. Часть первая, школа для маленьких.

Если у нас с вами уж зашел такой школьный разговор и начали мы с конца, с самых что ни на есть выпускных экзаменов, то подумалось мне, что будет интересно рассказать о нашей школе больше. Может быть даже с самого начала. Я все время нахожусь в процессе сравнения двух систем, потому как я человек редкой везучести, мне удалось проучиться  однажды в киевской школе и вот уже в третий раз отправилась я в ирландскую школу. Бывали времена, когда все мне казалось странным тут и бесило. Бывали времена, когда я восхищалась. Чашу весов моих изрядно колбасило во все стороны. Выводов так и нет. Плюсы и минусы есть везде, так устроен мир.

У нас образование делится на начальную школу и старшую. Между ними огромные отличия и они всегда находятся в разных зданиях, другие порядки, другие учителя, другие правила. До девяти лет дети считаются малышами. Спросу с них практически никакого, все в основном развивают их навыки и разжигают любопытство. Много заботы, им должно быть весело и безопасно. С девяти до тринадцати это дети, просто дети, которым много прощается, не очень много требуется, но они проходят период адаптации к тому, что очень скоро ответственности прибавится, требования вырастут и все изменится. Это замечательные годы, все стараются сделать их яркими. Праздники, конкурсы, экскурсии — визиты в школу интересных людей, все для них. И вот с тринадцати лет, когда они официально становятся подростками — начинается та самая школа, где предметы становятся серьезными и взрослыми, где они из учеников постепенно с первого класса до шестого вырастут в студентов. Где нужно ходить из здания в здание в кабинеты к учителям предметникам, где каждый уже сам за себя,  а не стайка цыплят под крылом учительницы как это было в начальной школе.

Наша система образования сильно смахивает на ту, что в Англии, но тут я могу лишь цитировать чужие слова. Учиться дети у нас начинают по сути в три года. Вот когда я была допроблемной, то говорила гадости или просто — «воооще с ума посходили». Время шло и я образовывалась, до меня постепенно доходило, что то, что тут есть у них и что было у нас на самом деле мало отличается, только тут детки начинают учиться постепенно, а не так резко как у нас, это самое эпохальное «в первый раз в первый класс». Тут слово ПОСТЕПЕННОСТЬ наверное ключевое во всей начальной школе. Если вы спросите ирландского ребенка когда он начал учиться, так он и не вспомнит даже, потому что процесс этот начался с рождения и таким образом построена система, что учеба в его жизнь проникает так плавно и постепенно, что момент начала никак не уловить. В три года начинается бесплатный садик по сути. Можно идти, но можно и не ходить. Кто-то вынужден обращаться в садики и раньше еще до трех лет, но до тех пор они платные. В три года малышу уже постепенно стоит начать привыкать к коллективу, привыкать находиться НЕ дома, слушать НЕ маму, придерживаться какого-то распорядка, узнавать о мире за пределами привычного, домашнего. Садик этот — это всего-то три часа с девяти утра до двенадцати, так что сильно никто соскучиться не успевает. Все больше играют, рисуют, гуляют, поют песни и делают много всего интересного. Привыкают к распорядку, который чем-то напоминают понарошечную школу.

Через год в четыре-пять отправляются в школу, становятся Юниорами, но там тоже они читают сказки, поют песни, рисуют и учат буквы, очень много играют и гуляют. В каждом классе по два учителя. Один настоящий, а другой его помощник, ассистент. Малышам помогают завязывать шнурки и вытирать носы. Они еще совсем малыши, об этом никто не забывает. Но уже учатся по своему. Учат они и историю и географию и даже физику. Только это еще не настоящие предметы, а их зародыши. Географию и историю в виде интересных историй и сказок, рисунков, тематических недель, а физику в виде интересных опытов. Интерсно как предметы все в самом начале школы переплетаются в один, а потом с каждым годом начинают все больше и больше разветвлятся, становятся все уже и глубже. Это похоже на дерево.

Маленьким детками первые два года из оценок дают только веселые стикеры и все конечно же мо-ло-дцы. Стараются привить интерес к учебе и надо сказать здорово у них это выходит. Придумывают всякие штуки. Например в углу класса стоит коробка с маленьким отверстием сверху. Внутри прячутся всякие маленькие сюрпризы, карандашики, мелкие игрушки, стирательные резинки, точилки. В конце недели учитель объявляет ученика недели. И тот гордый идет к коробке, запускает руку и достает себе подарок)) И приносит его домой всесте с сертефикатом — «Лучший ученик недели!»)) Таким образом это все выходит, что в учениках недели все гуляют по очереди, всем хочется, чтобы в следующий раз объявили именно их, стараются!

Как правило за первые два года Юниоры учатся писать (не курсивом), читать, начинают учить ирландский, знают некоторые слова и простые фразы, умеют считать и оперировать цифрами в пределах десятка. Все остальное время это игра, рисование, песни и проче творчество.

Потом в семь лет наступает первый класс. Но для деток по сути ничего не меняется, школа знакомая, они ходят в нее уже два года. Все лица знакомы. Правда форма становится другой. Взрослой! И еще в классе меньше игрушек чем раньше. Больше таблиц со словами и цифрами. Начинается новый этап с первого по шестой класс. Школы у нас раздельные, но есть много общих, каждый может выбрать, что считает для своего ребенка лучшим. Но именно это момент выбора. День тоже становится длиннее. Если малышей забирают а 13.40. То начальная школа заканчивает уже в 14.40. Время в школе все время по часику прибавляется когда взрослеешь. Каждую неделю начинаются тесты по пятницам. Маленькая проверка чего выучили за неделю и чего усвоили. Учительница или учитель вместе с помощником сами решают в какой последовательности проводить занятия. Расписания как такогового нет. Бывает, что решают поменять что-то местами если так удобнее. Все детки занимаются в одном классе и ходят разве что на физкультуру в зал или на стадион и бывает на музыку в зал где есть музыкальные инструменты. А так у них есть свой класс и своя учительница на целый год. На следующий год обязательно меняется класс и учительница, так за шесть лет выходит узнать многих и посидеть в разных классах. Рассаживают детей учителя, никто не сидит сам где хочет. Над каждым столом есть фонарик какого-то цвета и по этому цвету называются столы. Например учитель может сказать — «ответят девочки с красного стола». Девочки сидящие за одним столом — команда. Примерно раз в месяц учитель пересаживает их, чтобы девочки учились строить взаимоотношения в новой команде. За столом сидят по разному от четырех до семи-восьми человек. Классы у нас небольшие. В классе сына было вообще 11 человек и два учителя. Это маленький класс. У девочек классы побольше, это как правило человек двадцать с хвостиком.

Раз в год, всегда в октябре у нас бывает обязательное родительское собрание. Собрание никогда не бывает коллективным. Оно всегда один на один с учителем или с учителями. Каждому назначено свое время, и родители сидят под классом, заходят по очереди, обстоятельно обо всем говорят, обсуждают возникшие вопросы и уходят. При этом задавать вопросы о других детях нельзя. Скажем написал ваш ребенок отлично тест по математике, а вам до смерти любопытно узнать кто еще хорошо написал. Так вот этого вам никто никогда не скажет, это личная информация. Вообще политике конфедициальности и защите детей придается огромное значение. Однажды я привела сына после того как он болел в школу и попросила, чтобы он пару дней не выходил в перерывах на улицу. Говорю, «я его тут оставлю в классе, да?». А мне в ответ «сейчас я позову второго учителя, такой порядок». Вообще один взрослый с одним учеником не могут оставаться ни при каких обстоятельствах. И когда я снимаю в школах кто-то сопровождающий томится в уголке на стульчике. Никто не думает возмущаться и говорить «да за кого вы меня принимаете?! Да что б я!» Нет, все нормально, такой порядок.

Четвертей у нас нет, у нас термы. И их два. Середина учебы это февраль, празднуют маленькими каникулами под названием — мидтерм. Вообще каникул много. Выходит такой рыхлый учебный год. Он хоть дольше, но по сути дети учатся примерно столько же, сколько учились мы когда-то. Июнь в качестве учебного месяца меня сильно злил. Да и сейчас злит. Я по инерции продолжаю считать его украденными летними каникулами. Но с другой стороны, учеба у малышей все же заканчивается в первых числах июня. А дальше они ходят в школу скорее развлекаться, там у них спортивные соревнования, экскурсии, поездки, устраивают пикники, к ним призжают гости, праздники, встречи, совместные просмотры кино и мультиков, мороженое... Скажем, если очень надо взять ребенка и ехать на море, то так и делают, это уже не считается пропуском школы. Часто к концу июня остается меньше половины класса, все остальные уже разлетаются. Вместо табеля у нас рассылают почтой по домам отчеты успеваемости. Каждый предмет дробят по разному и оценивают отдельно. Напрмер по математике таблицы и умение решать задачи — это разные оценки. И вот таких оценок только по математике несколько. Оценивается общительность, поведение, посещаемость и другое. В конце учитель пишет свои комментарии, рекомендации и пожелания.

Школа активно рассылает родителям новости. Раньше это было новостные листки раз в неделю. Теперь присылают сообщения. Забавно читать их, там видно, что школа как семья. Скажем если у кого-то из учеников умер кто-то близкий, то им школа приносит соболезнования, если кто-то из учителей женился или вышел замуж, то их поздравляют. Объявляют мероприятия праздники, лотереи и всякое другое.

Подарки учителям на последний день учебы, да и на другие праздники строго запрещены. Покупные подарки. Но зато можно подарить что-то сделаное своими руками. Даже открытки покупные дарить нельзя (в письме из школы это объясняется так — а вдруг кто-то не может купить открытку и будет чувствовать себя оскорбленным). Потому предлагают подарить открытку сделанную своими руками. Цветы у нас тоже дарить не принято ни на последний день ни на первый. Хотя если кто-то принесет это будет приятным сюрпризом.

В школе бывают разные интересные курсы. Например после полугодичного курса по коддингу мой сын фантатично увлекся программированием, чем занимается после того уже семь лет. Курса давным давно нет, а интерес остался. Вылился в будущую профессию. Это при том, что программистами в доме у нас и не пахнет. Есть и другие курсы, тоже интересные.

Детей не отпускают по домам самих до того как они в девять лет не сдадут экзамен по безопасности на дороге и не получат пластиковую карточку. Всех малышей до этого только принимают из рук родителей и вручают их в те же самые знакомые руки. Это целая церемония. Все по очереди выстраиваются в цепочку у ворот. Каждый класс. Учительница называет имя и тот кто встречает выходит вперед и забирает. Если опаздывают, то учительница оставляет ребенка рядом с собой и ждет родителей. Ребенок на улице один, которому нет девяти — это прямой путь к серьезным разбирательствам. На улицах шастают инспекторы, нито не рискнет.


Продолжение про старшую школу следует))



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded