katejdaniel

Category:

Школа по-ирландски. Часть первая, школа для маленьких.

Если у нас с вами уж зашел такой школьный разговор и начали мы с конца, с самых что ни на есть выпускных экзаменов, то подумалось мне, что будет интересно рассказать о нашей школе больше. Может быть даже с самого начала. Я все время нахожусь в процессе сравнения двух систем, потому как я человек редкой везучести, мне удалось проучиться  однажды в киевской школе и вот уже в третий раз отправилась я в ирландскую школу. Бывали времена, когда все мне казалось странным тут и бесило. Бывали времена, когда я восхищалась. Чашу весов моих изрядно колбасило во все стороны. Выводов так и нет. Плюсы и минусы есть везде, так устроен мир.

У нас образование делится на начальную школу и старшую. Между ними огромные отличия и они всегда находятся в разных зданиях, другие порядки, другие учителя, другие правила. До девяти лет дети считаются малышами. Спросу с них практически никакого, все в основном развивают их навыки и разжигают любопытство. Много заботы, им должно быть весело и безопасно. С девяти до тринадцати это дети, просто дети, которым много прощается, не очень много требуется, но они проходят период адаптации к тому, что очень скоро ответственности прибавится, требования вырастут и все изменится. Это замечательные годы, все стараются сделать их яркими. Праздники, конкурсы, экскурсии — визиты в школу интересных людей, все для них. И вот с тринадцати лет, когда они официально становятся подростками — начинается та самая школа, где предметы становятся серьезными и взрослыми, где они из учеников постепенно с первого класса до шестого вырастут в студентов. Где нужно ходить из здания в здание в кабинеты к учителям предметникам, где каждый уже сам за себя,  а не стайка цыплят под крылом учительницы как это было в начальной школе.

Наша система образования сильно смахивает на ту, что в Англии, но тут я могу лишь цитировать чужие слова. Учиться дети у нас начинают по сути в три года. Вот когда я была допроблемной, то говорила гадости или просто — «воооще с ума посходили». Время шло и я образовывалась, до меня постепенно доходило, что то, что тут есть у них и что было у нас на самом деле мало отличается, только тут детки начинают учиться постепенно, а не так резко как у нас, это самое эпохальное «в первый раз в первый класс». Тут слово ПОСТЕПЕННОСТЬ наверное ключевое во всей начальной школе. Если вы спросите ирландского ребенка когда он начал учиться, так он и не вспомнит даже, потому что процесс этот начался с рождения и таким образом построена система, что учеба в его жизнь проникает так плавно и постепенно, что момент начала никак не уловить. В три года начинается бесплатный садик по сути. Можно идти, но можно и не ходить. Кто-то вынужден обращаться в садики и раньше еще до трех лет, но до тех пор они платные. В три года малышу уже постепенно стоит начать привыкать к коллективу, привыкать находиться НЕ дома, слушать НЕ маму, придерживаться какого-то распорядка, узнавать о мире за пределами привычного, домашнего. Садик этот — это всего-то три часа с девяти утра до двенадцати, так что сильно никто соскучиться не успевает. Все больше играют, рисуют, гуляют, поют песни и делают много всего интересного. Привыкают к распорядку, который чем-то напоминают понарошечную школу.

Через год в четыре-пять отправляются в школу, становятся Юниорами, но там тоже они читают сказки, поют песни, рисуют и учат буквы, очень много играют и гуляют. В каждом классе по два учителя. Один настоящий, а другой его помощник, ассистент. Малышам помогают завязывать шнурки и вытирать носы. Они еще совсем малыши, об этом никто не забывает. Но уже учатся по своему. Учат они и историю и географию и даже физику. Только это еще не настоящие предметы, а их зародыши. Географию и историю в виде интересных историй и сказок, рисунков, тематических недель, а физику в виде интересных опытов. Интерсно как предметы все в самом начале школы переплетаются в один, а потом с каждым годом начинают все больше и больше разветвлятся, становятся все уже и глубже. Это похоже на дерево.

Маленьким детками первые два года из оценок дают только веселые стикеры и все конечно же мо-ло-дцы. Стараются привить интерес к учебе и надо сказать здорово у них это выходит. Придумывают всякие штуки. Например в углу класса стоит коробка с маленьким отверстием сверху. Внутри прячутся всякие маленькие сюрпризы, карандашики, мелкие игрушки, стирательные резинки, точилки. В конце недели учитель объявляет ученика недели. И тот гордый идет к коробке, запускает руку и достает себе подарок)) И приносит его домой всесте с сертефикатом — «Лучший ученик недели!»)) Таким образом это все выходит, что в учениках недели все гуляют по очереди, всем хочется, чтобы в следующий раз объявили именно их, стараются!

Как правило за первые два года Юниоры учатся писать (не курсивом), читать, начинают учить ирландский, знают некоторые слова и простые фразы, умеют считать и оперировать цифрами в пределах десятка. Все остальное время это игра, рисование, песни и проче творчество.

Потом в семь лет наступает первый класс. Но для деток по сути ничего не меняется, школа знакомая, они ходят в нее уже два года. Все лица знакомы. Правда форма становится другой. Взрослой! И еще в классе меньше игрушек чем раньше. Больше таблиц со словами и цифрами. Начинается новый этап с первого по шестой класс. Школы у нас раздельные, но есть много общих, каждый может выбрать, что считает для своего ребенка лучшим. Но именно это момент выбора. День тоже становится длиннее. Если малышей забирают а 13.40. То начальная школа заканчивает уже в 14.40. Время в школе все время по часику прибавляется когда взрослеешь. Каждую неделю начинаются тесты по пятницам. Маленькая проверка чего выучили за неделю и чего усвоили. Учительница или учитель вместе с помощником сами решают в какой последовательности проводить занятия. Расписания как такогового нет. Бывает, что решают поменять что-то местами если так удобнее. Все детки занимаются в одном классе и ходят разве что на физкультуру в зал или на стадион и бывает на музыку в зал где есть музыкальные инструменты. А так у них есть свой класс и своя учительница на целый год. На следующий год обязательно меняется класс и учительница, так за шесть лет выходит узнать многих и посидеть в разных классах. Рассаживают детей учителя, никто не сидит сам где хочет. Над каждым столом есть фонарик какого-то цвета и по этому цвету называются столы. Например учитель может сказать — «ответят девочки с красного стола». Девочки сидящие за одним столом — команда. Примерно раз в месяц учитель пересаживает их, чтобы девочки учились строить взаимоотношения в новой команде. За столом сидят по разному от четырех до семи-восьми человек. Классы у нас небольшие. В классе сына было вообще 11 человек и два учителя. Это маленький класс. У девочек классы побольше, это как правило человек двадцать с хвостиком.

Раз в год, всегда в октябре у нас бывает обязательное родительское собрание. Собрание никогда не бывает коллективным. Оно всегда один на один с учителем или с учителями. Каждому назначено свое время, и родители сидят под классом, заходят по очереди, обстоятельно обо всем говорят, обсуждают возникшие вопросы и уходят. При этом задавать вопросы о других детях нельзя. Скажем написал ваш ребенок отлично тест по математике, а вам до смерти любопытно узнать кто еще хорошо написал. Так вот этого вам никто никогда не скажет, это личная информация. Вообще политике конфедициальности и защите детей придается огромное значение. Однажды я привела сына после того как он болел в школу и попросила, чтобы он пару дней не выходил в перерывах на улицу. Говорю, «я его тут оставлю в классе, да?». А мне в ответ «сейчас я позову второго учителя, такой порядок». Вообще один взрослый с одним учеником не могут оставаться ни при каких обстоятельствах. И когда я снимаю в школах кто-то сопровождающий томится в уголке на стульчике. Никто не думает возмущаться и говорить «да за кого вы меня принимаете?! Да что б я!» Нет, все нормально, такой порядок.

Четвертей у нас нет, у нас термы. И их два. Середина учебы это февраль, празднуют маленькими каникулами под названием — мидтерм. Вообще каникул много. Выходит такой рыхлый учебный год. Он хоть дольше, но по сути дети учатся примерно столько же, сколько учились мы когда-то. Июнь в качестве учебного месяца меня сильно злил. Да и сейчас злит. Я по инерции продолжаю считать его украденными летними каникулами. Но с другой стороны, учеба у малышей все же заканчивается в первых числах июня. А дальше они ходят в школу скорее развлекаться, там у них спортивные соревнования, экскурсии, поездки, устраивают пикники, к ним призжают гости, праздники, встречи, совместные просмотры кино и мультиков, мороженое... Скажем, если очень надо взять ребенка и ехать на море, то так и делают, это уже не считается пропуском школы. Часто к концу июня остается меньше половины класса, все остальные уже разлетаются. Вместо табеля у нас рассылают почтой по домам отчеты успеваемости. Каждый предмет дробят по разному и оценивают отдельно. Напрмер по математике таблицы и умение решать задачи — это разные оценки. И вот таких оценок только по математике несколько. Оценивается общительность, поведение, посещаемость и другое. В конце учитель пишет свои комментарии, рекомендации и пожелания.

Школа активно рассылает родителям новости. Раньше это было новостные листки раз в неделю. Теперь присылают сообщения. Забавно читать их, там видно, что школа как семья. Скажем если у кого-то из учеников умер кто-то близкий, то им школа приносит соболезнования, если кто-то из учителей женился или вышел замуж, то их поздравляют. Объявляют мероприятия праздники, лотереи и всякое другое.

Подарки учителям на последний день учебы, да и на другие праздники строго запрещены. Покупные подарки. Но зато можно подарить что-то сделаное своими руками. Даже открытки покупные дарить нельзя (в письме из школы это объясняется так — а вдруг кто-то не может купить открытку и будет чувствовать себя оскорбленным). Потому предлагают подарить открытку сделанную своими руками. Цветы у нас тоже дарить не принято ни на последний день ни на первый. Хотя если кто-то принесет это будет приятным сюрпризом.

В школе бывают разные интересные курсы. Например после полугодичного курса по коддингу мой сын фантатично увлекся программированием, чем занимается после того уже семь лет. Курса давным давно нет, а интерес остался. Вылился в будущую профессию. Это при том, что программистами в доме у нас и не пахнет. Есть и другие курсы, тоже интересные.

Детей не отпускают по домам самих до того как они в девять лет не сдадут экзамен по безопасности на дороге и не получат пластиковую карточку. Всех малышей до этого только принимают из рук родителей и вручают их в те же самые знакомые руки. Это целая церемония. Все по очереди выстраиваются в цепочку у ворот. Каждый класс. Учительница называет имя и тот кто встречает выходит вперед и забирает. Если опаздывают, то учительница оставляет ребенка рядом с собой и ждет родителей. Ребенок на улице один, которому нет девяти — это прямой путь к серьезным разбирательствам. На улицах шастают инспекторы, нито не рискнет.


Продолжение про старшую школу следует))



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded