katejdaniel

Categories:

Как я снимаю школьные фотографии

С превеликим облегчением закончила свой двухнедельный марафон и безмерно рада тому, что уложилась по времени.

Теперь дело сделано, формы заказов в печати... и можно позволить себе 2-3 дня каникул. 

И поскольку мозг еще по инерции продолжает заниматься школьными фотографиями, то пост будет как раз про это. От начала и до конца. Школьные снимки под ключ и даже с  предысторией.

Когда 10 лет назад я решила, что буду этим заниматься и повесила на стену студии лицензию в рамочке, то сразу решила, если я буду снимать школы, то буду делать хорошо. А значит первым делом принялась изучать, что тут вообще люди считают хорошей школьной фотографией. Потому как представление о хорошей школьной фотографии скажем на Украине или в России — это одно, а в Англии или в Ирландии это уже совсем другое. Допускаю, что где-нибудь в Боливии или в Буркина-Фасо это еще что-то третье, но там с предметом не знакомилась, утверждать на что похоже не буду.

Как все началось....

как я вообще начала работать.

Мне пришлось побродить по школьным коридорам не одной школы и поизучать как выглядели хорошие снимки в шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых и даже в тридцатых и двадцатых... Во всех, до которых можно было дотянутся. Из этого всего я вывела свою какую-то формулу того, что не менялось и оставалось востребованным. Жители островов очень традиционны и не очень-то жалуют прогрессивные эксперименты, то что касается классического портрета. Из этого стоило исходить. Дальше было очень много экспериментов в студии со светом, потому как получить нужно было одновременно и что-то классическое и в то же время уникальное, свое. В качестве модели поначалу служила гипсовая голова, потому как живых людей с такими запасами личного времени и терпения просто не существует в природе.

Как выглядит съемка в школе. Обычно я приезжаю в заранее оговоренный день, по количеству детей легко можно рассчитать сколько дней продлится работа в каждой конкретной школе. И сразу смотрю место, которое мне уделяют для съемки. Иногда это зал, иногда учительская... однажды пришлось работать прямо в углу большого класса, когда в другой его части продолжали идти уроки. Вначале было непривычно и отвлекало всех, но потом как-то втянулись. Самая сложная часть при установке мобильной студии это оценить потенциал помещения и определить схему света исходя из того что есть. В больших и плохо освещенных залах иногда приходится использовать три источника света, чтобы создать объемную картинку, а в маленьких и светлых иногда достаточно и одного софтбокса, плюс отражатель, чтобы получить как раз то, что нужно. Потому как отраженный свет от светлых стен неплохо заполняет светом картинку. Бывает даже так, что нужно использовать черный отражатель для создания объема на портрете, если помещение слишком уж «светит». Опять же учитываем расположение окон при расположении источников света.

Немного о фоне. Совершенно классический подход у меня в этом вопросе. Крупным планом. Лицо. Фотография о том каким был ребенок в этом классе. Чем светились его глаза. Потому фон только простой. Такой, чтобы не сливался с лицом и оттенял его. Есть такие фотографы которые умудряются запихать в кадр всего понемногу. И доску на заднем плане, и кусочек парты, и плакат с таблицей умножения, и какие-то учебные материалы торчащие из ящика в углу, какой-то текст нечитабельный на стене и даже букетик на столе учительницы может поместиться, потому что будет симпатично иметь цветочки в кадре. Наверное им кажется, что такой задник создает правильную атмосферу... или что-то вроде того. Но на мой взгляд такая «рябь» просто «съедает» ребенка в кадре. Глаз блуждает по фотографии, останавливаясь то на лице, то на таблице умножения, то на цветочках.... Так устроен человеческий глаз. Пока блуждал... блуждал... да и утомился. Ну это мое личное мнение, его оставлю при себе. Фон — личный выбор фотографа. Однако если есть желание продаваться в странах, где жители любят классику и настроены весьма консервативно, то простота — наше все. Местные любят развешивать школьные фотографии на стенах и расставлять рамочки на каминах и подоконниках и тут такие фотографии в которых лицо сливается с пестрым фоном и таблицей умножения как-то не очень эффектно выглядят.

Следующий этап — сложный. Не перепутать детей! Их много, они идут потоком. И рано или поздно вам из школьного офиса позвонят. И спросят страшным голосом — «А почему некий Колин Макнамара утверждает, что снимался, а форму заказа не получал!?» И вы такой....«ээээ... Колин Макнамара говорите...». Дальше у меня нет решения этой задачи. Когда я с этим столкнулась, мне захотелось не слышать больше никогда ни о чем подобном. Потому во время съемки требуется ассистент который, тщательно сверяет фамилии со списком и записывает по вашей команде номер последнего кадра. Таким образом когда зловещий звонок из офиса все же раздастся, то потребуется всего несколько секунд, чтобы определить, что Колин Макнамара, он же номер 8761, благополучно был отпечатан в партии с болеющими и опоздавшими. Всему этому учишься в процессе. И если бы мне наткнуться на подобный текст на заре своей карьеры, то я была бы рада такой информации.

Следующий этап — непосредственно съемка. Ваааще самый сложный. На что похоже? Как это происходит, легко если представить если бежать стометровку и одновременно собирать кубик Рубика. Очень похожие ощущения.

За очень короткое время нужно подобрать ключик к маленькому человечку. Понять что может выманить его на долю секунды из того виртуального «я», которое он одевает когда приходит в школу. На долю секунды иногда показывается это самое, настоящее... и тут уж хочешь не хочешь надо успеть. Есть стандартные трюки, проверенные, но постоянно приходится изобретать что-то новое, потому что старое вдруг не работает. Важна неожиданность и кураж. Вот тогда-то это и случается. И гримаски с липовыми улыбками вдруг превращаются в настоящие самые, чистые и открытые улыбки, глаза смеются и кадр случается. Тут не зевай конечно. Очень выручает съемка, когда каждый кадр сразу же отображается на большом мониторе. Если человек зажат, то мы сразу переходим к процессу демонстрации жутких рож. Картинка с рожицей на экране обычно вызывает такую ответную улыбку, которую фальшивой не назовешь уж точно! Тут главное момент не прозевать.)

Следующие этапы — селекция и обработка. Вначале отбираются, те кадры с которыми можно работать и отсеивается брак. Потом из таких отбираются лучшие и запускается процесс обработки. Не смотря на то, что фотографий очень много я никогда не применяю пакетную обработку, хоть для и использую практически один алгоритм. Если применить один и тот же экшн к двум разным детям получается совершенно разный результат. Температура цвета глаз, оттенок кожи... волос, везде нужно хоть немного, но потратить время на каждого из них, чтобы подобрать то, что нужно в каждом отдельном случае. Основная часть времени обработки это конечно затирание всякого «мусора». У джуниоров и малышей до третьего класса это пятнышки от йогурта не джемпере, царапины на носу... там всякое на лице (хорошо иметь салфетки рядом, а уж если не доглядишь, то будешь отдуваться потом)... У старших ребят начинаются прыщи. И тут важно не затереть то, что на лице есть на постоянной основе, потому как это может быть воспринято неправильно. Прыщи и царапины исчезнут, родимые пятнышки нет. И незачем их лишать чего-то неотъемлимого. Мне встречалась мама, которая потребовала вернуть родимое пятнышко дочери которое мне показалось обычной ссадиной. Потому работать нужно при максимальном увеличении и быть немного дерматологом. 

Когда все обработано, систематизировано, фотографии рассортированы по семьям и по классам и каждой присвоено имя владельца вслед за уникальным номером, наступает заключительный этап- бланки заказов. Я отношусь к той половине школьных фотографов, которая уважает своих клиентов и не предлагает им покупать кота в мешке. Вот например фотограф, который приходит снимать дочкину школу, просто предлагает до начала того как он вступит на порог школы заполнить бланки, выбрать пакет, в смысле чего и сколько человек собирается брать, заплатить соответствующую сумму (пакеты от 25 до 50 евро обычно). И тогда он только придет и начнет снимать. Понятное дело только тех, кто уже подписался на этот аттракцион. Выходит родители  заплатив деньги еще не знают что они увидят в конце. Фотографии они такие... бывает нравится, как ребенок получился, бывает нет. Помнится мне случай... когда мой старший сын был совсем крохой и ходил в садик, то однажды нас огорошили воспитательницы. «К нам приходил мистер ..., вот в этом конверте портреты вашего сына, если будете брать — с вас 50 евро». В конверте целая стопка фотографий один и тот же кадр но во всех форматах... и по нескольку копий, а на лице сына жалобная гримаска, которую он делал только тогда когда ситуация была отчаянная и он собирался заплакать. Мы не взяли. Воспитательницы посмотрели на нас как на уродов, ну и ладно. Опыт фотографа мистера .... я запомнила и сделала выводы. Ну нельзя же быть таким авантюристом!

Мои бланки заказов выглядят так.

Рассчитано все так, что даже самые малоимущие могут взять хотя бы одну фотографию. Потому что можно насобирать монеток по дому. Хотя таких кто берет одну фотографию вообще очень мало. Процент заказов очень высокий и вернувшихся пустыми форм нет вообще. Бывает, что форму теряют, и тогда долго морочат голову, чтобы получить взамен новую.

Что я делаю еще...

Как итог о проделанной работе я дарю школе огромный постер (70х120см) на котором кроме логотипа школы и года съемки все-все портреты в уменьшенном понятно виде. Выходит такой огромный коллаж.

И мне очень приятно приезжать в такие школы, где вдоль коридоров и в вестибюле висят рамки с моими коллажами, годом съемки, гербом школы и ее фотографией (вид снаружи). Потому что видишь как пишешь историю. Видишь как они меняются. Видишь как растут. Видишь даже как подходят выпускники к постерам сделанным в предыдущие годы, находят себя и смеются, радуясь тому, что они одновременно и закончили школу и остались в ней насовсем. 

Текст который я набукарила в продолжение своего рабочего энтузиазма и находясь в состоянии аффекта после прошедших двух недель по большей части никому не нужен и бесполезен. Но все же а вдруг сквозь года случайно набредет на него чувак, который будет находится в начале такого пути и что-то для него станет более понятным, чем было до этого. Ну тогда я буду молодец. )))


пс. Фотография мальчика из этого поста не смотря на то что свежая и я клятвенно расписалась, что нигде никогда не опубликую и не нарушу GDPR Privacy Policy, опубликована совершенно легально и с разрешения мамы мальчика, сестра которого моя TFP модель и отношения с семьей которых выходят немного за рамки официальных. Потому если кто вдруг решил на меня наябедничать, не старайтесь! Вот.

Формы позапрошлогодние, то есть тоже можно. Нет однако таких правил, которых нельзя было бы как-то обойти!


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded